На стадии «Юность» организация получает свое второе рождение, идет духовное перерождение. Но это более длительный и болезненный процесс, чем физическое перерождение на стадии Младенчества. Отличительная черта этого этапа – появление противоречий и конфликтов.
К таким противоречиям можно отнести:
- «мы и они» (старые и новые сотрудники);
- противоречие между целями компании;
- отсутствие соответствия между системой вознаграждения и стимулирования потребностям компании.
Необходимо решить одновременно три задачи:
- делегировать полномочия;
- изменить систему руководства;
- сместить цели организации.
На этапе «Юности» бизнес перерастает основателя и его возможности, у основателя не хватает времени и сил управлять в одиночку. В этот момент есть три пути решения возникших сложностей:
- основатель дает шанс сотрудникам проявить себя, осуществляя децентрализацию;
- компания нанимает профессионального менеджера, который поможет преодолеть процесс децентрализации;
- бизнес продают более профессиональным «родителям».
Профессиональный менеджер способен провести изменения системы руководства и изменение организационной структуры. Для успешного функционирования ему необходимо перераспределить роли и обязанности, разработать новую систему вознаграждений, учитывая специфику развития бизнеса, ввести нормы и правила поведения сотрудников. Собственники компании в этот момент могут совершать ошибку, принимая и увольняя наемного менеджера по просто причине: «мы хотим найти похожего на нас, но который будет делать не так, как мы».
На стадии Юности в организации происходит смещение целей, на первый план выходит повышение качества деятельности. Для поддержания и улучшения качества необходимо вовлечение всех сотрудников в происходящие изменения. Но здесь может возникать конфликт: сотрудники находятся на предыдущей стадии быстрого роста и хотят, чтобы часть полномочий им передали, но при этом оставили прежний темп роста. Но эти два требования взаимоисключающие и приводящие к конфликту.
Нормальные ошибки на стадии Юности:
- возникновение конфликтов между учредителями или лицами, ответственными за принятие решений;
- временная потеря видения перспективы развития;
- неправильная система вознаграждения, которая стимулирует повтор неверных действий;
- установленные правила не соблюдаются;
- изменение стиля руководства приводит к дополнительным трудностям;
- отсутствуют средства контроля и подотчетности;
- снижение морального духа, как владельцев, так и сотрудников;
- отсутствие схемы участия в прибылях;
- увеличение прибыли при неизменном уровне продаж.
Патологические проблемы, которые могут привести к краху:
- возврат на предыдущий этап Бурные годы и попадание в ловушку основателя;
- полное отстранение основателя от участия в бизнес-процессах компании;
- несогласованность целей внутри компании;
- премии за индивидуальные достижения сотрудников, хотя компания в данный момент несет убытки;
- быстрое снижение уровня уважения и доверия;
- организационный хаос во время передачи власти;
- появление избыточного количества внутренних сводов и правил;
- завышенный уровень з/плат для удержания сотрудников;
- преждевременное внедрение
- преждевременное внедрение схемы участия в прибылях
- рост прибыли при падении сбыта
Если компании удается систематизировать административную деятельность, привести компанию к устойчивости, то продолжается движение к следующему этапу развития – Расцвету.