На стадии Зарождения у основателя есть идея, на этапе Младенчества эта идея переходит в конкретные действия. Как только идея начинает работать эффективно, т.е. решен вопрос нехватки денежных средств, уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компании удалось выжить и она успешно процветает. Этот факт делает организацию и ее основателя самоуверенным и самонадеянным. Когда в компанию идет приток клиентов и денежных потоков все забывают о трудностях, которые возникали на предыдущей стадии, а видят только возможности для активного расширения деятельности.
Когда компания переходит от младенчества к стадии быстрого роста, видение будущего организации меняется от узкого взгляда на бизнес до вариантов бескрайних возможностей. Стоит помнить, что каждая новая возможность – это новый приоритет, что может привести к возникновению патологической ошибки основателя. Появляется желание охватить необъятное, включая те сферы, в которых у владельцев компании нет опыта и достаточных знаний. На данном этапе важно четко определять, чем не следует заниматься компании и не гнаться за любой возможностью.
На стадии Бурные годы в организации еще нет четко регламентированных должностных обязанностей, закрепленных за каждым специалистом. Часто рабочие обязанности разных направлений могут совмещаться одним сотрудником. Компания в этот момент организована не вокруг задач, а вокруг людей. Основатель на этом этапе учиться делегировать свои полномочия и разделять ответственность, так как не может справиться со всем самостоятельно. Но делегирование осуществляется не на деле, а на словах, так как основатель боится потерять контроль и участвует в принятии любого решения.
Организация на данном этапе только реагирует на появляющиеся возможности, которые предоставляет внешняя среда, но пока не может их прогнозировать. Как следствие, компания подчиняется окружению, а не контролирует его, действует методом проб и ошибок. При этом результат ошибок заметен практически сразу – чем серьезнее допущенная ошибка, тем более существенные потери несет компания. Это может быть потеря важного клиента, денег или доли рынка. Если вовремя не исправить ошибки, то организация неизбежно придет к кризису. И чем успешнее до этого времени была деятельность, тем более сильный кризис может проявиться. Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, важно вовремя пересмотреть свою деятельность и выработать набор норм и правил, которые будут четко регламентировать, что нужно и можно делать, а чего стоит избегать. Возникает необходимость пересмотра административной системы и перехода от управления по интуиции к профессиональному управлению. В том случае, когда этого не происходит, компания попадает в ловушку основателя, что может привести ее к гибели.
Нормальные проблемы на стадии бурные годы:
- основатель и сотрудники компании уверены в своих силах;
- идет концентрация ресурсов и ориентация на сбыт;
- повышенное рвение основателя и сотрудников;
- компания ориентируется на продажи, одновременно продолжая искать новые возможности для развития;
- уровень продаж начинает превышать возможности доставки;
- собрания персонала недостаточно организованы, нет ясной и прозрачной системы оплаты труда;
- нет четкого разграничения обязанностей среди сотрудников;
- не уделяется внимание четкости коммуникаций в организации.
Патологические проблемы, которые могут привести к краху:
- отсутствие фокуса в деятельности компании и как результат размывание ресурсов по разным направлениям;
- высокий уровень продаж, не смотря на снижение качества;
- отсутствие четкой схемы контроля издержек;
- отсутствие разработанной системы оплаты труда сотрудников, как результат – завышенный уровень оплаты;
- отсутствие собраний персонала и четких коммуникаций;
- падение взаимного уважения и доверия внутри компании;
- происходит распад инфраструктуры;
- каждое направление является приоритетным;
- основатель остается руководителем компании, но уже не способен спасти свое детище.
Черты, описанные выше, являются признаком перехода организации к следующему этапу – стадии юности.