Этап Аристократии означает, что компания снизила гибкость, и как следствие — снижение способности достигать результатов. Снижение проактивности к долгосрочным и стратегическим возможностям ведет к тому, что бизнес теряет способность удовлетворять и краткосрочные потребности. Меняется подход к целям компании, все большую важность приобретают краткосрочные цели, дающие гарантию результата, и как следствие – деятельность становится посредственной. Акцент на краткосрочных результатах, взамен долгосрочных утяжеляют и морально-психологический климат. Компании на стадии аристократизма можно определить по тому, как одеваются и ведут себя сотрудники. Одежда становится консервативной, преобладают темные цвета. Совещания и встречи чаще проводятся в больших залах, давящих на присутствующих, а атмосфера общения все больше формализована, когда проблемы не обсуждаются открыто.
Руководство компаний на этапе Аристократизма как будто не видит реальной ситуации, продолжая декларировать высокие уровни прибыли и не обращая внимания на падение объемов продаж. Для того, чтобы сохранить привычный уровень прибыли, компания начинает повышать цены на свой продукт при том, что качество снижается. В результате приходит день, когда увеличение цен уже невозможно. Реальная картина происходящего проявляется внезапно. И с этого момента начинается внутренняя борьба сотрудников за свое место, а не работа на благо организации, что свидетельствует о переходе на следующий этап старения.
Основные признаки, характерные для данного жизненного цикла:
- основные статьи расходов – страхование и обустройство, системы контроля;
- традиции укрепляются, обычным становится формализм в общении и в одежде;
- больше внимания сосредоточено не на том, что и почему необходимо делать, а на том, как делать;
- компания обладает возможностями и денежными ресурсами, может покупать новые бизнесы для того, чтобы вернуть предприимчивость или получить новые продукты;
- основной принцип в коллективе «не гони волну», хотя остаются сотрудники, заботящиеся о жизнеспособности и развитии бизнеса.
Статья создана на основе авторского диплома для защиты при обучении на MBA General в City Business School