Этап стабильности ознаменует начало старения, когда компания, оставаясь сильной, теряет свою гибкость. Начинается сокращение инноваций, изменения, которые привели к расцвету, уже не поощряются, и как результат — спад духа творчества. Бизнес становится зрелым, как только снижается гибкость. Не смотря на то, что компания продолжает ориентироваться на результаты, имеет отличную организацию и управляемость, все больше проявляется доверие к прошлому, а конфликты становятся все реже. Достижение стабильности на рынке вызывает ошибочное чувство безопасности, безосновательное в долгосрочной перспективе. Уходит ощущение срочного выполнения задач, сотрудники все больше времени присутствуют в офисе, вместо общения с клиентами. Все реже звучат новые идеи, и они не получают того отклика, как раньше.

Не смотря на кажущуюся стабильность и все большую формальность, изменения еще продолжаются в основном в двух направлениях. Первое изменение касается перераспределения бюджета. Урезаются затраты на исследования, и эти финансовые потоки перераспределяются в сферу развития. В целях повышения доли прибыли бизнеса урезаются бюджеты на маркетинг. Как следствие, в компании происходят изменения в сферах влияния: финансовые специалисты приобретают большую значимость, чем сотрудники отделов маркетинга или инноваций. Доминирующим показателем достижения целей и выполнения планов является показатель возвратности инвестиций.

Не смотря на то, что компания еще продолжает расти, объемы продаж продолжают увеличиваться, но падает предпринимательский дух, что является одной из главных причин будущего падения.

Основные черты компании, находящейся на этапе стабильности, следующие:

  • фокус с будущего все больше перемещается на прошлые достижения;
  • отсутствует ожидание дальнейшего роста компании и ее показателей;
  • снижаются ожидания от нововведений и завоевания новых сфер бизнеса;
  • система материального стимулирования все больше поощряет исполнителей, а не новаторов;
  • сотрудники начинают подозрительно относиться к любым изменениям;
  •  находясь все чаще за рабочими столами в офисе, растет интерес к межличностным отношениям, и снижается по отношению к рискам, связанным с бизнес-процессами компании.

Если на этапах роста ежедневно появлялись задачи, требующие немедленного решения и на межличностные конфликты времени не оставалось, то в стадии Стабильности количество срочных задач уменьшается, освободившееся время расходуется именно на отношения внутри коллектива.

Особенностью данного этапа является тот факт, что изменения происходят медленно и иногда практически незаметно, в результате последствия подобных изменений видны не сразу, а проявляются со временем, когда что-то изменить или вернуть на прежнюю стадию становится все сложнее. Происходит постепенное утихание творческого подхода, предпринимательства, снижается способность бизнеса удовлетворять потребности рынка.

Компания перемещается на следующий цикл своего развития – Аристократизм. На этапе стабильности отсутствуют явные проблемы или переходные события, как это происходило на стадиях роста. Это является одним из показателей того, что бизнес начинает терять свои позиции и свое превосходство, которые были завоеваны раньше.

Статья создана на основе авторского диплома для защиты при обучении на MBA General в City Business School

Ещё статьи по теме:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.