Существует несколько известных моделей развития организации, которые были созданы преимущественно в США, но получили признание и в других странах. Не смотря на то, что каждая модель описывает различные основания для изменений организации, все они имеют и сходство. Под жизненным циклом организации подразумеваются этапы развития, предсказуемые изменения в определенной последовательности, которые проходит организация с течением времени.

Не смотря на то, что на сегодняшний день представлено довольно большое количество моделей, однако до сих пор между различными исследователями нет единого мнения относительно количества стадий и подхода к их определению.

Кратко приведу основные модели развития организаций:

  1. Модель А. Дауна. В монографии «Движущие силы роста» (1967 г.) А. Даун представил модель, которая включала в себя три стадии роста и развития компании: борьба за автономию, стратегия стремительного роста, стадия замедления.
  2. Модель Г. Липпитта и У. Шмидта, описанная в труде «Управленческое участие» (1967 г.). Данная модель предполагает, что организация проходит три стадии развития: рождение, юность и зрелость.
  3. В своей теории Б. Скотт утверждает, что существует три типа организаций, которые сменяют друг друга в определенной последовательности: неформальная организация сменяется формализованной бюрократией, на смену которой приходит промышленный конгломерат.
  4. Л. Грейнер описал свою модель в книге «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972 г.), которая основана не нескольких важных факторах, влияющих на развитие организации: возраст, размер организации, этапы эволюции и революции, темпы роста отрасли. Грейнер выделяет пять основных этапов развития компании: творческая фаза роста, направленный рост, рост через делегирование, рост через координацию, рост через сотрудничество. По мнению Грейнера будущее любой компании в меньшей степени определено внешними силами, чем  историей и предыдущими событиями. Для того, чтобы перейти на следующую стадию развития, организации необходимо преодолеть кризис конкретного периода.
  5. Модель У.Торберта предполагает, что развитие компании напрямую связано с тем, как быстро у персонала возникает чувство принадлежности к коллективу и чувство общности. Свою теорию У. Торберт представил в труде «Ментальность членов организации» (1974 г.)
  6. Ф. Лиден в своей модели, описанной в книге «Функциональные проблемы» (1975 г.) выделяет четыре стадии, которые проходит развивающаяся компания:
  • первая стадия связана с адаптацией и завоеванием своей ниши;
  • на второй стадии происходит структуризация процедур и приобретение ресурсов;
  • третья стадия подразумевает постановку целей, а так же повышает важность получения прибыли;
  • на четвертой стадии необходимо поддерживать необходимые линии поведения, и формализовать структуры.
  1. Д. Кац и Р. Кан в своей работе «Организационная структура» (1978 г.) предложили модель развития компании, основанную на трех основных стадиях: простые системы; устойчивость организации, разработка структур.
  2. Принципиально новую модель развития организации предложил Дж. Кимберли, которую он описал в своей книге «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» (1979 г.). Дж. Кимберли выделяет три стадии развития организации: на первой стадии формируется идеология будущей компании, на второй стадии компания выбирает основных схемы перемещения и подбора персонала, третья стадия характеризуется формированием организационной идентичности; переход на четвертую стадию знаменует установление формальной структуры, появления консерватизма и предсказуемости при давлении со стороны.
  3. В своей работе Р. Куинн и К. Камерон объединили теории своих предшественников и предложили свою модель, в которой выделили четыре стадии развития. Представив свою теорию в работе «Интегративная модель» (1983 г.), Р. Куинн и К. Камерон сделали акцент на выделении критериев и оценке эффективности деятельности на различных стадиях развития организации.
  4. Наиболее известной в настоящее время является теория жизненных циклов организации И.А. Адизеса, в которой представлены девять стадий развития любой компании: выхаживание, младенчество, «давай-давай», юность, расцвет, стабильность, аристократия, ранняя бюрократия, бюрократия, смерть (рис).
Циклы развития организации И. Адизеса

Рисунок 1. Циклы развития организации И. Адизеса

Признанный лидер в области менеджмента Ицхак Адизес разработал концепцию, позволяющую диагностировать циклы развития компании.

Кроме этого И. Адизес определяет проблемы, возникающие на определенных этапах развития любой организации. Ценность данной теории в том, что ученый не только выделил стадии и возникающие проблемы, но предложил механизмы предсказания возникающих проблем, которые можно решить на определенном этапе развития организации.

Статья создана на основе авторского диплома для защиты при обучении на MBA General в City Business School

Ещё статьи по теме:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.