Стадии развития компаний по Адизесу
Признанный лидер в области менеджмента Ицхак Адизес предложил свою концепцию, предлагающую диагностировать возникающие в компании проблемы на разных этапах развития. Его подход предлагает не только диагностику и выявление причин возникновения проблем в компании, но и варианты изменений и реорганизаций на разных стадиях развития компании.
Адизес говорит о двух важных параметрах любой организации – это гибкость и управляемость. На начальных стадиях каждая компания очень подвижна и гибка, но плохо управляема. В процессе роста ситуация меняется, компания становится менее гибкой, но более управляемой и контролируемой.
На каждой стадии развития у Руководителей бизнеса возникают определенные трудности, которые делятся на две категории.
Первая категория – это проблемы роста, которые испытывает любая компания на стадии зарождения и развития. Эти проблемы можно решить силами руководителей. Но есть и вторая категория – это организационные патологии. К ним могут так же относиться проблемы роста, но нерешенные проблемы роста могут перерасти в патологию, и тогда компания не может справиться с возникшими проблемами самостоятельно.
Задача любого руководителя компании заключается в том, чтобы не допустить переход проблем роста в патологии. Применяя правильные стратегии и следуя определенной тактике развития, руководитель может помочь компании достичь расцвета и долго оставаться в этом состоянии.
Адизес выделяет несколько стадий развития любой организации. Подробно каждую стадию мы рассмотрим в следующих статьях, а сейчас приведем только общие данные.
Любой бизнес в процессе своего развития проходит несколько стадий:
- Рождение (выхаживание)
- Младенчество
- Бурные годы
- «Давай-давай»
- Юность (Взросление)
- Расцвет
- Стабильность
- Аристократия
- Ранняя бюрократия
- Бюрократия
- Смерть
Один из самых важных факторов успеха – это умение сконцентрироваться на тех проблемах, которые присущи конкретному циклу развития компании. Решение этих проблем приведет к успешному дальнейшему развитию.
Каждый жизненный цикл развития делиться на две группы: рост и старение. Компания на любой стадии может пойти или путем роста и расцвета, оставаясь успешной и плавно переходя на следующий цикл, либо не увидев проблем и доведя их до патологических, быстро перейти к старению. Что в дальнейшем приведет компанию сначала к стабилизации, а затем и к краху.
Для того, чтобы определить, на какой стадии развития находится компания, Ицхак Адизес предлагает теорию циклов развития, выделяя ошибки роста и патологии на каждом этапе.