Почему не бывает идеальных руководителей
Ицхак Адизес в своей книге «Идеальный руководитель» дает очень четкое объяснение тому заблуждению, что существуют идеальные лидеры компаний.
Как профессор менеджмента, Адизес выделяет четыре основные функции менеджмента:
- производство результатов, то необходимое, ради чего создается любая организация. Именно эти результаты и определяют ее результативность;
- администрирование, которое должно обеспечивать эффективность;
- предпринимательство, необходимое для управления изменениями;
- интеграция, подразумевающая объединение элементов компании и обеспечивающая жизнедеятельность любого предприятия в долгосрочной перспективе.
Ицхак Адидес, основываясь на своей многолетней практике, полагает, что в реальности не существует менеджеров, которые способны на высоком уровне выполнять все четыре перечисленные выше функции. Он утверждает, что реальный менеджер может выполнять качественно максимально две из четырех функций. И как вывод из этого, чтобы компания могла эффективно развиваться в долгосрочной перспективе, основная задача руководителя – сформировать взаимодополняющую команду, члены которой совместно способны эффективно выполнять все четыре функции.
Согласно его теории, именно сотрудники организации становятся главным источником конкурентных преимуществ в бизнесе, и понимание их возможностей и связанных с ними ограничений служит одним из условий успеха любой организации.
«Организацией нужно управлять так, чтобы она сохраняла жизнеспособность тысячи лет. Возьмем, к примеру, католическую церковь. Она существует уже две тысячи лет и без труда протянет еще столько же. Почему? Потому что сформирована системой ценностей, с которой солидаризируется каждый, кто принадлежит к данной организации» — пишет Адизес.
Соответственно основной задачей менеджмента является создание организации, которая станет результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе. Здесь поднимается вопрос о лидерских навыках руководителя, как лидера, способного создать команду и повести ее за собой.
«Лидерство – это искусство заставлять других людей
захотеть сделать то, что вам нужно»
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр.
Повторю еще раз главную мысль: Основная задача любого руководителя не стать идеальным, а создать команду, которая способна совместить в себе все четыре управленческих функции и эффективно развивать бизнес.